imageЖизнь Ребе Натана 

Следующий биографический очерк был написан раввином Хаимом Крамером и опубликован в качестве приложения к его книге « Переход через узкий мост ».

Реб Натан Штернхартц родился в Немирове 15 швата 5540 года (22 января 1780 года). В тринадцать лет он женился на Эстер Шайндель, дочери выдающегося раввина Довида Цви Орбаха, известного галахического авторитета в Польше и Украине. Реб Натану было двадцать два года, когда Ребе Нахман переехал в Бреслов, и Реб Натан быстро стал его выдающимся последователем. Он также стал писарем Ребе, записывая все учения и беседы Ребе. Сам Ребе Нахман сказал: «Если бы не Реб Натан, не осталось бы ни одной страницы из моих записей » (см. Цаддик № 367).

После смерти Ребе Нахмана Ребе Натан переехал в Бреслов (1811 г.). Он напечатал все сочинения Ребе Нахмана и написал свои собственные оригинальные беседы и учения, некоторые из которых были опубликованы при его жизни. Он также путешествовал по Украине, посещая последователей Ребе Нахмана и продолжая распространять учение Ребе. В 1822 году он совершил паломничество на Святую Землю, путешествие, которое во многих отношениях могло соперничать с Ребе Нахманом в приключениях и ожиданиях. В те годы бизнес Реба Нафтали Герца рухнул, и Реб Натан стал бедствовать. Однажды он сказал, что, когда начал есть из деревянной посуды, он не почувствовал вкуса в еде. Примерно в 1830 году, когда число приезжающих в Умань на Рош-а-Шана резко увеличилось, раб Натан начал строительство большой бресловской синагоги.

В конце 1834 года раввин Моше Цви из Саврана, савранский ребе, спровоцировал яростную и фанатичную оппозицию Реб Натану и бресловским хасидам. Это противодействие привело к временному заключению Реб Натана властями. После своего освобождения Реб Натан переезжал  из города в город на Украине и вернулся в Бреслов только весной 1835 года. Вскоре после этого он был изгнан из Бреслова и по решению суда оставался в городе, где родился. Хотя он получил разрешение ехать в Умань на Рош а-Шана и по другим особым случаям, однако, фактически, он был узником Немирова. Его заключение также служило на руку его противникам, которые использовали любую возможность, чтобы помучить его. После внезапной смерти Савранера в 1838 году безжалостная оппозиция ослабла, и в том же году Реб Натан вернулся в Бреслов.

У Реб Натана было пятеро сыновей и одна дочь, и все они пережили его. Реб Шахне (р. 1802) и Реб Ицхок (р. 1808) родились при жизни Ребе Нахмана. Единственная дочь Реб Носона, Хана Цирель (р. 1820) и его третий сын, Реб Довид Цви (р. 1822), также родились от его первой жены Эстер Шайндель (ум. 1826). Затем Реб Натан женился на Дишеле, которая родила ему двух сыновей, Реба Нахмана (род. 1827) и Реба Йосефа Йоны (р. 1829).

Несмотря на огромные личные страдания как от бедности, так и от оппозиции, Реб Натан единолично отвечал за превращение бресловского движения в мощную силу, которым оно и является сегодня. И это при том, что «живого» Ребе  нет. Утром в день своей кончины, 10 Тевет 5605 (20 декабря 1844 г.), Реб Натану прочитали два рассказа рабби Нахмана. Вторая история заканчивается словами «... пойдем домой!» Услышав эти слова, Реб Натан кивнул, как бы говоря: «Да, мне пора домой». Он скончался в тот же день в своем доме в Бреслове, незадолго до наступления Шаббата. Реб Нафтали, с которым Реб Натан был очень близок с детства, тогда жил в Умани. На следующее утро он сказал, что уверен, что «Реб Натан скончался прошлой ночью». Когда его спросили, откуда он это узнал, он ответил: «Мне приснился сон, в котором я видел Ребе Натана. Он бежал. Я спросил его: «Реб Натан, куда ты бежишь?». Он  ответил мне: «Прямо к Ребе!» »(Устное предание).

 

 

 

לַחֲלוֹק: