imageРаби Нахман 

Павел Песах Хуна

Когда мы говорим о биографии еврейского Праведника, и особенно такого как Раби Нахман, то мы сталкиваемся с ситуацией когда жизнь его не состоит из каких либо героических поступков, например как жизнь д’Артаньяна или кого то из других мушкетёров.  Это не цепь каких-то приключений и чего-то интересного о чем мы могли бы говорить. Жизнь Раби Нахмана была очень короткой, всего 38 лет. Он прожил всего 38 лет, не так много и ясно, что она не состояла из каких-то интересных событий, которые связанны с действием и о которых очень любят говорить. Однако, почему то всегда любят вспоминать о длительном конфликте Раби Нахмана с Раби Арье Лейбом из Шпола, известному как Шполер Зейде. Конфликте, который по сути, захватил весь хасидский мир того времени. Но об этом не хочется говорить, именно потому, что мы  не очень хорошо понимаем, что за всем этим стояло. Настоящие знатоки всего этого понимали, что за конфликтом Шполер Зейде и Раби Нахманом стоит гораздо большее, чем конфликты, жалобы, неприятные скандалы и прочие вещи, что мы видим. Рассказывая о таком Праведнике, хочется говорить именно о духовной составляющей жизни Раби Нахмана, о той огромной духовной силе, которая его наполняла и которая лучше всего воплотилась в его философских концепциях, которые так же  непомерно великие и которые дали огромный поток мыслей заложенных в Бресловском хасидизме. Однако необходимо понимать, что Раби Нахман умер 1810 году, а родился в 1772. То есть прожил он всего 38 лет. Нужно попытаться понять, как сформировалась такая необычная личность, которая дала миру такую силу понимания Каббалы именно через понимание простых вещей. Раби Нахман,  по сути, продолжил дело Раби Исраэль Баал-Шем-Това (Бешта) в донесение до людей Каббалы. То есть, именно тайной части Торы, не используя какие-то сложные, никому не понятные термины. Поэтому излагать биографию Раби Нахмана интересно в виде беседы, избегая хронологического рассказа его жизни. Например, очень интересно что Раби Нахман пытался придумывать для себя различные испытания, чтобы изнурять свое тело. Это были тяжелые «изнурительные прогулки». При этом он был еще совсем молодым юношей. В более поздний период жизни, когда Раби Нахман уже сильно заболел и ему уже  не нужно было ничего придумывать, он понял и осознал, что такого рода испытания вообще не нужно придумывать.  

Ну давайте начнём сначала. По материнской линии Раби Нахман происходил от основателя хасидизма Бешта и это многое  предопределило и было крайне важным для него, так как он был носителем этого. Раби Нахман был правнуком Раби Исраэль Баал-Шем-Това, о котором собственно большенство хасидский историй. Более того в некотором роде Раби Нахман был духовным продолжателем Бешта. Потому что именно Бешт заложил собственно  ту Каббалу, которую мы, как бы можем постигать. Каббалу, которую простой человек в состояние хоть как-то понять и даже если не понять, то хотя бы прикоснуться к ней. И поэтому необходимо обратить внимание, что в действительности  основные труды Раби Нахмана это даже не какие-то его сложные философские рассуждения,  а именно его сказки, которые вошли в сознание многих людей и которые могут, хотя бы в какой то мере, служить разуму и сердцу самого простого человека. Здесь проявляется одна из самых интересных вещей из биографии Раби Нахмана. Это то, что Раби Нахман это как бы предтеча великого Франка Кафки. Они конечно совершенно разные. К примеру, Раби Нахман к четырнадцати годам  уже женился.  В те годы мальчики вообще женились очень рано; к примеру, его современник Алтер Ребе женился в тринадцать лет.

Влияние Раби Нахмана на Кафку - это очень важный момент в его биографии. Да, конечно у них разница в сто лет. Но по сути дела Кафка это изменение всей литературы XX века. Кафка так или иначе к середине своей жизни уже увидел труды Раби Нахмана, которые были переведены Мартином Бубером, великим исследователем хасидизма и первым президентом Израильской академии наук. Мартин Бубер перевел сказки Раби Нахмана на немецкий язык и они конечно были доступны Францу Кафке. И по сути дела, вся литература XX века опосредованно пошла от сказок Раби Нахмана. Поэтому переоценить влияние Раби Нахмана на мировую культуру просто невозможно.

По отцовской линии Раби Нахман также имел больших цадиким (праведников) , людей очень образованных. И дед и отец были так сказать людьми не из последних. Но Раби Нахман очень рано начинает самостоятельный жизненный путь.  В четырнадцать лет, после того как он женился, живет в доме тестя и активно пытается «побороть» свое тело. То есть он хочет, чтобы его тело служило его душе. Вот это то, что нам не помешало бы взять на вооружение в каком то определенном виде. И не, дай Б-г, нам бездумно следовать путями Раби Нахмана  в данном аспекте. Это может привести к тому, что мы в конце концов, не будем иметь какого-либо нормального пути. А если нам удасться «переварить» это и использовать для себя то это будет фантастическим везением.

Раби Нахман устраивает себе тяжелые испытания , «изнуряющие прогулки», как бы пытаясь отойти от мира. Так же как это делал его прадед Бешт. Но ни в коем случае это не нужно воспринимать буквально. Раби Нахман «уходит от мира» собственно для того, чтобы перебороть свою животную душу.   И здесь необходимо остановиться  на следующем важном и глобальном аспекте. В каждом человеке существует две части души. Об этом можно долго говорить, но остановиться необходимо на том, что было важным для самого Раби Нахмана, который формирует свою душу. Всякий человек  обладает животной душой, то есть животным началом,  без которого он не мог бы двигаться, существовать и жить. И живет в человеке Б-жественная душа, а именно то , что непосредственно связано со В-евышним. Для Раби Нахмана было очень важным, чтобы его Б-жественная душа полностью обладала его животной душой и целиком подчинила ее себе. Из-за этого Раби Нахман предпринимает такие «изнурительные прогулки». В городе Медведевка,  где жил Раби Нахман, протекала река Тясмин. И он предпринимал там «большие прогулки» на лодке и даже однажды чуть не погиб. А также Раби Нахман сильно изнурял себя постами и всем чем только можно. И данный аспект был очень важен для него. Однако обычным людям ни в коей мере нельзя это повторять. Так как обычный человек не в состояние понять когда и для чего это нужно делать. Именно это один из важных выводов который можно сделать изучая жизнь Раби Нахмана. Дальше жизнь Раби Нахмана чуть изменилась. Возник конфликт со Шполер Зейде и много других неурядиц. Но у Раби Нахмана появляется много учеников , которые с удовольствием слушают его назидательные исповеди и рассказы. Затем в  жизни Раби Нахмана  происходит одно такое важное событие, о котором, собственно, стоит поговорить отдельно, так как оно очень необычное. Это его поездка в Эрец  Исраэль.

Когда Раби Нахман женился, жили они  сначала  в Гусятине. Раби устраивал себе изнуряющие прогулки. Он был предоставлен сам себе и жил в достатке, всё у них было хорошо: тесть его был состоятельным человеком и всячески поддерживал Раби Нахмана, который был в это время еще совсем молодым человеком. Перемены случились, когда умерла  мать жены Раби Нахмана , а его тесть женился на другой женщине. Раби Нахман переезжает в большой еврейский  город Медведавку, на тот момент ему уже было девятнадцать лет. И если до этого о нем ходила слава только как о подающем надежде юноше, обладающем огромными знаниями Торы, Талмуда, Пророков, то переехав жить в другой город, Раби Нахман обретает своих учеников и последователей. Понятно, что по существовавшей в те годы хасидской традиции, будучи правнуком Раби Исраэль Баал Шем Това, Раби Нахману, обладавшему огромными знаниями,  неординарными способностями и фантастической способностью анализировать, согласно Раби Натану, была уготовлена великая роль. Тем не менее в 1798 году, несмотря на материальные трудности,   Раби Нахман неожиданно предпринимает попытку поехать в Израиль. Он собирается совершить поездку в Святую Землю, поездку странную, необычную. Многие исследователи жизни Раби Нахмана говорят об этой неподготовленной , в чем-то странной поездке как о содержащей глубокую мысль, она насыщена идеями о том, что он пытается этой поездкой в Эрэц Исраэль он пытается исполнить то, что не смог сделать его прадед. Мы знаем много историй, как его прадед не смог доехать до Эрэц Исраэль. И причины рассказываются разные, глобально же - Сатан не давал встретиться с великим сефардским раввином. Эта встреча могла бы позволить привести в мир Машиаха. Раби Нахман духовно равнялся на своего великого прадеда , и он завершает то, что было начато им. В поездку он взял единственного ученика, поездка была долгой: выехал в начале лета - прибыл ближе к осени. Ехал через Николаев, Одессу и Стамбул. Это была своеобразная поездка: войны, пираты, разбойники - масса опасностей и событий. В Стамбуле , например, его приняли за шпиона. Важно, что, прибыв в Эрэц Исраэль, он едет в Тверию, Цфат, где по-прежнему находится центр каббалы. Раби Нахман проводит там немного времени. Глубокий смысл кроется и в том, что они не заезжают в Иерусалим. Вероятно, он видит то, что мы не видим( это же и в его сказках). И именно тогда, возвращаясь из Эрэц Исраэль, Раби Нахман произносит фантастическую фразу. Они со спутником очень боялись быть захваченными в плен : крайне тяжело быть в плену для соблюдающего еврея, который может лишиться возможности исполнения мицвот. И вот Раби Нахман говорит, что дошёл до такого уровня, что может выполнять все мицвот на духовном уровне. Но добавляет: не дай Б-г кому-то идти вслед за ним.

  После возвращения из поездки в Эрец Израэль, о которой мы так подробно говорим, и которая сама по себе представляет некую веху, Раби Нахман с семьей переезжает в город Златополь. И этот переезд как бы, несмотря на то что вроде бы все хорошо, оказал сильное влияние на здоровье Раби Нахмана и на другие аспекты его жизни. Именно там начинается печально известный многим конфликт с  известным хасидом Шполер Зейде. Вообще не очень бы хотелось на этом  останавливаться, потому что говорить об этом вскользь не хочется, а серьезно изучать этот конфликт в который были вовлечены практически все большие хасидские  цадиким того времени тоже не хочется потому что многие вещи нам просто не понятны, они не нашего уровня. И скорее всего здесь имеют место какие-то совершенные вещи, вещи  из высших миров. Но тем не менее это сильно подрывает здоровье самого Раби Нахмана и он в конечном итоге переезжает в Брацлав. И этот переезд как бы его звездный час, звездное время, потому что в Брацлаве вокруг него как раз сплачиваются все новые и новые ученики. И создается, практически, целое подворье. И как раз там появляется его Раби Натан, который становится для него  таким же учеником и последователем, как Раби Хаим Виталь для Аризеля. Ведь практически все что мы знаем о Раби Нахмане, все его истории, сказки, беседы, мы знаем через Раби Натана, его ближайшего ученика, последователя и сподвижника.

  Надо сказать, что вообще это было очень продуктивное  сотрудничество. Конечно, безусловно Раби Нахман был лидером. Но и, в не всякого сомнения, Раби Натан был не так прост. Он был выходцем из известной раввинской семьи, которые были противниками хасидизма. У него было самое основательное еврейское образование. Конечно тут необходимо понимать масштаб личности Раби Нахмана для того чтобы хоть чуть-чуть  осознавать его учение. Его современниками были величайшие раввины у которых были абсолютно потрясающие и совершенно разные подходы к хасидизму и вообще к пониманию того что происходит. Современниками Раби Нахмана были великий Раби Леви Ицхак из Бердичева и также Алтер Ребе. И вот это совершенно потрясающе, когда мы смотрим на то как понимает хасидизм и вообще еврейскую мысль Раби Нахман и Алтер Ребе. Вот это совершенно два разных, глобально разных пути, которые для еврейской мысли совершенно и безумно важны. Вообще говорить про  литературный, духовный и интеллектуальный вклад Раби Нахмана лучше всего конечно  не историей его жизни, которая изобилует разными страшными проблемами; очень тяжелыми в том числе: смерть дочери, смерть маленького сына. Конечно же его главная книга это Ликутей Могаран , но для нас с вами безусловно самым главным стали его сказки, фантастические, блестящие.

Умер Раби Нахман в Умани в 1810 году. С тех пор Умань стала местом паломничества сторонников Раби Нахмана. 

 

 

 

לַחֲלוֹק: